Заимствуем опыт у авиаиндустрии и интегрируем в шоу.
В отличие от шоу-индустрии, где все обычно делается и проверяется на память или с помощью каких-то заметок, авиационная индустрия подходит ко всем этапам системно, и имеет специально подготовленные бланки со всеми пунктами, которые важно проверить. Это касается как производства, так и эксплуатации. Каждый производитель предоставляет чек-лист для проверок всех настроек и запуска.
Например — Компания Boeing
В случае шоу-индустрии, производитель — это человек разрабатывающий или программирующий шоу-файл ( звуковой, световой, видео и тд. ).
Чтобы ничего не забыть при работе с новым шоу, или когда работаете в качестве оператора шоу, я создал небольшой чек-лист на примере одного светового шоу- файла для турового шоу.
Пустые ячейки, справа от наименования пресета обозначают, что в пресете содержатся данные для этой группы приборов( группы приборов указаны в строке сверху ). При желании можно отмечать в пустых ячейках поправленные пресеты.
Закрашенные пункты обозначают, что этот пресет не относится к этой группе приборов.
Пресеты — это, пожалуй, самое важное и основное, что нельзя забыть поправить при работе с прописанным шоу. Особенно, когда идет замена приборов в разных городах.
Это применимо не только для пресетов, а также для секвенций, настроек и так далее…
Чек-лист можно использовать не только для понимания какую группу необходимо поправить в пресете. Он может содержать в себе инструкцию, в которой рассказывается и показывается, что должно быть в пресете или как это правильно выглядит.
Напротив каждого пресета расположен «+», который открывает строку с пояснением или демонтрацией того, как должен выглядеть этот пресет.
Каждый чек-лист будет отличаться по структуре, в зависимости от шоу. Это применимо для всех направлений ( звук, свет, видео и прочих ), для работы с шоу-файлом, или необходимых действий на площадке, которые важно не забыть.
По прибытию на площадку, первое, что я делаю — это проверка правильности развеса и размещения оборудования. Я прохожусь по сцене, проверяя правильность подвесов и размещения оборудования.
Первое, на что стоит обратить свое внимание — это подвесы. Так как если они размещены не правильно, есть запас времени на исправление этого.
Второе — это коррекция расположения оборудования на сцене в следующей последовательности:
Когда все нюансы по сцене обсуждены, я иду на FOH.
Первым делом, стоит все проверить и подготовить для дальнейшей работы за пультом и своим шоу.
1.Расположение и организация пультовой. Расположить оборудование на пультовой нужно так, как оно должно стоять в дальнейшем. Чтобы вас не отвлекали лишние перестановки потом. Также стоит протереть оборудование от пыли и грязи, если это не сделала прокатная компания. (Приличные прокатные компании держат свое оборудование в чистоте.)
2. Проверка работы приборов и пульта на шоу файле прокатной компании. Это поможет избежать лишних вопросов и проверок работоспособности оборудования при переносе данных и проверке оборудования в своем шоу файле. Например: последовательность адресации, инвертации, офсеты, моды, библиотеки приборов.
3. Совпадение имен атрибутов при трансформации. Если прокатная компания предоставляет кастомные библиотеки на неизвестные приборы, нужно проверить совпадения имен атрибутов с библиотеками на которых прописано шоу. Например, атрибут шаттера в вашей библиотеке назначен как «Shutter», а в кастомной библиотеке он назначен как «Strobe». Эти каналы будут работать и в том и другом случае. Но когда вы будете делать трансформацию вашего шоу на новые приборы, атрибут «Shutter» не найдет такого же атрибута, на который нужно скопировать данные, и будет удален. Вместо него будет атрибут «Strobe», который не прописан в вашем шоу.
4. Сетевые настройки. Обратите внимание на сетевые настройки и их стабильность. В своих шоу я часто использую контроль медиа сервера с пульта по Art-net и удаленный доступ к пульту по wi-fi через MA-net. Чтобы не переделывать все настройки и не тестировать их стабильность я прошу прокатные компании установить конкретные адреса на сетевые девайсы. (За исключением работы в больших залах, где организована большая сеть.)
5.Назначения выходов DMX. Иногда бывает что по тем или иным причинам прокатная компания переназначает выходы DMX на пульте. Лучше уточнить или проверить это в шоу файле прокатной компании.
Когда все проверки закончены можно переходить к этапу клонирования, трансформации и настройке патча в своем шоу файле. При работе с туровыми шоу и при условии одного сетапа во всех городах, я использую систему трансформации «Change type».
После трансформации приборов проверьте — все ли атрибуты подхватились в шоу.
Это очень важно и проверено большой болью! Если вы не заметили неправильность назначения атрибутов и что-то не копировалось, а вы продолжите работу, все направите, и окажется что атрибут «shutter» не подхватился в шоу. Придется все переделывать или вытаскивать данные из прошлых шоу с помощью PSR.
После того как мы убедились что все скопировалось правильно я приступаю к настройке инверсий и офсетов. Я всегда настраиваю дефолтное положение приборов так, чтобы при вращении энкодера «Tilt» вправо приборы поднимались в зал. А энкодеры «Pan» при вращении влево поворачивали влево, при вращении вправо — вправо.
После завершения настроек патча можно переходить к правкам шоу. Я следую следующей последовательности:
1. Направка позиций
Это связано с тем, что чаще всего времени на все работы на площадке катастрофически не хватает. А направка позиций занимает большую часть времени при правке шоу.
2. Корректировка пресетов «Beam»
В пресеты «Beam» я записываю параметры «Zoom, Shutter, Prism, Gobo, Focus»
3. Корректировка пресетов «Color»
После того как все пресеты поправлены я перехожу к проверке и настройке видео контента. Если у нас осталось время, то я стараюсь прогнать все песни и убедиться в том, что я ничего не забыл.
Важность грамотного расположения пультовой на частных мероприятиях.
Часто организаторы мероприятий любят спрятать весь технический персонал и расположить пультовую где угодно, лишь бы её не было видно:
— под сценой — за сценой — сбоку сцены — в соседнем помещении
А необходимо — по центру, напротив сцены.
Для чего нужен FOH по центру?
1. Направка позиций. На время направки позиций и программировании можно установить пульт так, как это необходимо — по центру зала. Сейчас многие световые пульты имеют возможность удаленного доступа через смартфон. Если взять на проект роутер — это так же может помочь при направке и настройке. Но есть нюансы, про которые не стоит забывать. Часто артист в порыве эмоций забывает, что ему нужно было встать в точку, где на него работает какой — то эффект. В таких случаях необходимо быстро исправить ситуацию, поправив позицию. В слепую сделать это будет долго ( в зависимости от степени тяжести размещения ), сложно и уже бесполезно, тк пока мы пытались направить эффект, он уже не нужен.
2. Освещение лиц и контровой свет. Что бы правильно выставить яркость и подобрать световую температуру, необходимо видеть свет на объектах освещения. Например: на одной песне работает большой экран с ярким контентом. Необходимо добавить яркости фронтального и контрового освещения. А следующая сольная песня в луче. И тут яркость контрового и фронтального света необходимо убавить.
3.Видеть восприятие световых сцен и эффектов зрителями. Чтобы правильно повлиять на эмоции людей светом ( световым эффектом, световой вспышкой и тд… ) необходимо видеть то, что видит зритель. В некоторых случаях — слепит ли свет сидящих в зале людей и комфортно ли им.
Чтобы воспринимать шоу, как зритель, — нужно быть зрителем!
Возможно, вы уже задумались над многими «НО»… — технические сотрудники выглядят неопрятно — пультовая выглядит некрасиво, с кучей проводов и тд. — у нас напротив — сидят молодые или VIP гости, или все разом.
Обозначьте компании или наемным сотрудникам дресс код. Классика — это черная одежда опрятного внешнего вида. Ни одна компания, профессионально подходящая к своей работе, или уважающий себя профессионал, не откажет вам в этом.
Пультовая на частных мероприятиях может и должна быть опрятной. Установите ширму из черной ткани или иного цвета подходящая под дизайн помещения. В большинстве случаев, черный цвет является лучшим решением, так как он не отражает свет, и за счет этого не выделяется. В некоторых случаях, одним из дополнительных решений может являться «световой занавес», который отвлечет внимание и спрячет пультовую в темноте.
В случае, когда невозможно расположить пультовую напротив сцены, по центру, я стараюсь следовать следующей системе приоритетов размещения:
2 — в зале по краям, напротив сцены
3 — на балконе, напротив сцены
4 — сбоку сцены
Иногда к этому добавляется еще декор, который вокруг закрывает пультовую, оставляя маленькое окошко. Это очень печальная ситуация, особенно когда на оборудование потратили большие деньги, чтобы сделать красиво, комфортно. А получается далеко не так, так как пультовая получается как отдельное помещение, почти не имеющее обзор, и не дает возможности правильно контролировать оборудование.
Если этой ситуации никак не избежать и вы продумали все варианты планировки и провели множество переговоров, пытаясь объяснить, что это не лучший вариант, то необходимо обеспечить обзор с помощью камер и мониторов на пультовой. Желательно, для каждого сотрудника.
Установите большой монитор с просмотрами камер. ( Multiview )
1 — общий план сцены
2 — крупный план сцены
3 — общий план зала
Свет, в случае работы с музыкой, — прикладное искусство. Не забывайте, что меняя расположения пультовой, её нужно озвучить.
Звуковые нюансы можно решить с помощью систем персонального ушного мониторинга «in-ear» с индивидуальным миксом или звуковых мониторов для каждого из пультовой команды.
Для данной задачи хорошим решением будет поставить отдельный звуковой пульт с человеком, который будет следить за миксом пультовой команды. Или вывести необходимые каналы на маленькие пульты каждому ( как это делается для барабанщика ), чтобы каждый мог настроить себе комфортное звучание.